Весьма ценны могут быть также учебные гербарии. Можно собирать редкие растения, произрастающие на маршруте туриста, или специальные гербарии экологического характера, например растительность тундры или пустыни. Эти гербарии будут весьма полезны для университетов, сельскохозяйственных вузов и для средних школ, особенно если перед поездкой посоветоваться с заведующим соответствующей кафедрой вуза или преподавателем ботаники и экологии. Они укажут, что именно собирать, как, когда и где. Наконец, турист может собирать просто привлекшие его внимание цветы на память о месте, которое он посетил.
Чтобы растение имело научное значение, оно должно быть взято в гербарий целиком: цветки, стебли, листья, корни и даже плоды. Туристу, на короткое время попадающему в место произрастания данного растения, нередко приходится ограничиваться или плодами или цветками. Если растение велико и не может быть взято целиком, то можно взять его и по частям, но при этом надо быть очень осторожным, чтобы чего-нибудь не пропустить. Например, у многих растений стеблевые листья отличаются от прикорневых, у шелковицы на верхних ветвях разрезные листья, а на нижних цельные и т. д. Обычно плодующие побеги резко отличаются от бесплодных, как, например, у яблони, рябины, и т. д. Все эти мелочи окажутся весьма существенными для определения растения. Возможно вас заинтересует умный дом.
Никогда не следует ограничиваться взятием одного экземпляра. Обычно один экземпляр оставляют для себя, другой используют для определения (самим -сборщиком или отсылается специалисту), а третий является запасным. Он может быть предоставлен какому-нибудь научному учреждению или использован для обмена.